02.10.2023
Работа с неговорящими детьми начинается с вас
- их родителей. А вы по-разному относитесь к такой ситуации. Одни не
видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он
все понимает, только ленится, или Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно
заговорил, или с мальчиками всегда так. Действительно, многие
дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задержка сама по себе
уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные,
но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут
выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать,
что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю,
как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю
для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям
приходится объяснять, что они нагружают ребенка непосильной
работой. Если родитель видит, что ребенок не справляется,
он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются
совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова
ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был
годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
В результате подобных бесед были составлены
рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Советы родителям:
- Больше
говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание,
купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и
тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте
понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь
на то, что ребенку доступно.
- Неоднократно
повторяйте уже усвоенное.
- Используйте
в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина —
би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте
ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте
желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются
эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит
во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик —ту-ту). Можно
вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на
эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Почаще
рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте
досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не
перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При
чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не
говорите при ребенке о его отставании.
- Не
раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не
проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не
дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать
предметы по размеру (большой — маленький), соотносить цвета, форму
(дай такой же), количество (один — много).
- Проводите
массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2023
Дата обновления: 13.01.2023
Дата публикации: 02.10.2023