29.09.2022
Зачем
логопед задаёт домашние задания?
Успех коррекционного обучения детей с
общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в
комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего
задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических
занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания,
умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в
индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно,
чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и
взрослому настроиться и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение
дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша
и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так
что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания строятся на материале
лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно
новый материал закрепляют воспитатели логопедической группы во время проведения
ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий
в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.
Задания включают в себя основные
разделы:
1. Артикуляционная гимнастика,
включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки
отсутствующих звуков.
В дальнейшей работе добавляются
упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в
слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны
выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день.
Упражнения выполняются перед зеркалом
(чтобы ребёнок мог себя контролировать).
Необходимо добиваться чёткого, точного,
плавного выполнения движений.
2. Задание на развитие фонематического
восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.
3. Серия лексико-грамматических заданий
направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и
использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на
словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование
прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи
приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и
уточняющих слов.
4. Задания по развитию связной речи: это
построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без
(по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок
и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по
представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие
рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
5. Задания на развитие мелкой моторики и
подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов,
штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с
трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки,
аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и
небольших связных текстов.
6. Задания на закрепления навыков
грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и
увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с
изученными буквами (для подготовительной группы).
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ
ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА
ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
-Домашнее задание в индивидуальной
тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической
группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
-Домашние задания выполняются не в один
приём, а разбиваются на части (по10-15 минут работы).
-Не рекомендуем выполнять задания в
воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания
небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и
воскресенье в дневное время.
Артикуляционная гимнастика и
автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания
выполняются однократно.
-Все задания прочитываются взрослыми для
ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в
индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его:
сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
-Графические задания ребёнок выполняет
самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр., но под обязательным
присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво
и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из
моментов педагогического и коррекционного воздействия.
-Папку с индивидуальной рабочей тетрадью
с выполненным домашним заданием, а так же предлагающиеся альбомы и карточки в
аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
-Контроль за выполнением домашнего
задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом,
воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная
коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе;
выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и
умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Во время консультации учитель – логопед
покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его
успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит
внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что
необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.
ПАМЯТКА
(правила занятий с
ребёнком дома)
1. Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2. Занятия проводить в спокойной доброжелательной
обстановке
3. Время проведения занятий 10-15 минут
4. Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое
достижение
5. Артикуляционные упражнения выполнять перед
зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6. Все задания (кроме графических) выполняются
устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
7. Графические задания ребёнок выполняет
самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
8.
Тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю
группы, а в пятницу получает новое задание.
Уважаемые родители!
Желаем вам в работе
с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.12.2022
Дата обновления: 26.12.2022
Дата публикации: 29.09.2022